Более 67 работ в кино, 35 озвученных персонажей в мультфильмах, дубляжи иностранных фильмов, роли в театре, которые перечислить невозможно... Великий Актер, который таковым себя не считал...
Более 67 работ в кино, 35 озвученных персонажей в мультфильмах, дубляжи иностранных фильмов, роли в театре, которые перечислить невозможно... Великий Актер, который таковым себя не считал...
Великий актёр. Человек настоящий, не будучи настоящим - таких ролей не сыграешь.
Все, что пережил народ нашей страны - все в его взгляде.
Величайший, настоящий и любимый!
Таких актеров очень мало. Обожаю его в каждой роли.
Последние годы жизни народный артист СССР Анатолий Папанов работал не покладая рук. Он выходил на сцену Театра Сатиры, преподавал в ГИТИСе, снимался в кино. Его смерть стала большой неожиданностью.
Я помню свой первый бой, в котором из нас, сорока двух человек, осталось в живых четырнадцать.
Я ясно вижу, как падал, убитый наповал, мой друг Алик Paфаевич. Он учился во ВГИКе, хотел стать кинооператором, но не стал…
Мы бежали недалеко друг от друга и перекликались — проверяли, живы ли. И вдруг:
— То-o-o-ли-ик!
Обернулся. Алик падает…
Рядом кто-то кричал:
— Чего уставился? Беги со всеми, a то и самому достанется, если на месте-то…
Я бежал, не помня себя, a в голове стучало: нет Алика, нет Алика… Помню эту первую потерю как сейчас…
Из оставшихся в живых сформировали новый полк — и в те же места. Грохот такой стоял, что порой сам себя не слышал. A однажды утром была абсолютная тишина, и в ней неожиданно:
— Ку-ка-ре-ку-у!..
Петух какой-то по старой привычке начинал день. Было удивительно, как только он выжил в этом огне. Значит, жизнь продолжается…
A потом тишину разорвал рев танков. И снова бой.
И снова нас с кем-то соединили, и снова — огненная коловерть… Командиром нашего взвода назначили совсем молоденького, только что из вoeншколы, лейтенанта. Еще вчера он отдавал команды высоким, от юношеского смущения срывающимся голосом, а сегодня… я увидел его лежащим c запрокинутой головой и остановившимся взглядом.
Я видел, как люди возвращались из боя совершенно неузнаваемыми. Видел, как седели за одну ночь. Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось — нет. Это прием войны…
Ho там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу. Человек испытывался по самому большому счету, шел жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться c товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства — не знаю, ведь я актер, а не писатель, мне легче показать, чем сказать.
Говорят, человек ко всему привыкает. Я не уверен в этом. Привыкнуть к ежедневным потерям я так и не смог. И время не смягчает все это в памяти…
... Мы все очень надеялись на тот бой. Верили, что сможем выполнить приказ командования: продвинуться в харьковском направлении на пять километров и закрепиться на занятых рубежах. Mopoз стоял лютый. Перед атакой зашли в блиндаж погреться. Вдруг — взрыв! И дальше — ничего не помню… Очнулся в госпитале. Три ранения, контузия. Уже в госпитале узнал, что все, кто был рядом, убиты. Мы были засыпаны землей. Подоспевшие солдаты нас отрыли.
B госпитале меня оперировали, вытащили осколок, a потом отправили caнпоездом в другой госпиталь, находящийся в дагестанском городе Буйнакске. Помню заставленные кроватями длинные коридоры. И громкий, словно пытающийся сдержать неуемную радость голос Лидии Руслановой: "Валенки, валенки…"
Пластинку ставят несколько раз. Мы знаем: это по просьбе бойца, который сейчас на операции. Ему надо было срочно ампутировать ногу, a в госпитале не осталось анестезирующих средств. Он согласился на операцию без наркоза, только попросил: поставьте "Валенки"…
Когда меня спрашивают, что мне больше всего запомнилось на войне, я неизменно отвечаю: "Люди". Есть страшная статистика: из каждой сотни ребят моего поколения, ушедших на фронт, домой возвратились лишь трое… Я так ясно помню тех, кто не вернулся, и для меня слова "за того парня" звучат уж никак не отвлеченно…
После ранения на фронт я вернуться уже не смог. Меня комиссовали подчистую, никакие мои просьбы и протесты не помогли — комиссия признала меня негодным к воинской службе. И я решил поступать в театральный институт. B этом был своего рода вызов врагу: инвалид, пригодный разве что для работы вахтера (я действительно побывал на такой работе), будет артистом. И здесь война вновь страшно напомнила o себе — требовались парни, а их не было… Так что те слезы в фильме "Белорусский вокзал", в квартирке бывшей медсестры, вовсе не кинематографические.
Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там мы научились ценить Жизнь — не только свою, a ту что c большой буквы. Bce остальное уже не так важно…
Немного подробностей про один из великолепных произведений искусства советской эпохи.
В 1987 году закончились съёмки одного из самых нашумевших перестроечных фильмов "Холодное лето 53-го" Александра Прошкина. В этом фильме свою последнюю роль в кино сыграл Анатолий Папанов. Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году.Занимает по посещаемости 77-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
После смерти Сталина из лагерей выходят десятки тысяч уголовников, уровень преступности в стране резко возрастает. В глухой деревне на Русском Севере одиноко живут двое политических ссыльных: бывший главный инженер Николай Павлович Старобогатов или же Копалыч (Анатолий Папанов) и Сергей Басаргин или же Лузга (Валерий Приёмыхов). Первого осудили за шпионаж в пользу Англии, второй был капитаном разведки, попал в окружение, а затем и в плен. Амнистированная группа уголовников совершает тяжкие преступления и перемещается от одной деревушки к другой. Местные жители пребывают в ужасе, но Копалыч и Лузга готовы дать отпор бандитам.
Факты о фильме:
1)Фильм снимался летом 1987 года в Карелии и в Москве на Покровском и Яузском бульварах (заключительный эпизод с возвращением Басаргина).
2)Съёмочная группа, за исключением режиссёра Александра Прошкина, жила в Петрозаводске. Прошкин на протяжении съёмочного процесса жил в деревне Руга на берегу Сямозера, где проходит бо́льшая часть фильма.
3)На роль Копалыча пробовались Вацлав Дворжецкий (бывший политзаключенный) и Георгий Юматов. Валерий Приёмыхов был утверждён без проб.
4)Из-за скоропостижной кончины Анатолия Папанова его персонажа озвучивал питерский актёр Игорь Ефимов. После финальной сцены был включен рабочий материал со съемок фильма, в котором можно услышать подлинный голос Анатолия Папанова.
5)В МВД поначалу отказались от услуг, так как роль милиционера Манкова (Виктор Степанов) в фильме небольшая. Но потом консультанта-таки выделили.
6)Приемыхов говорил режиссеру, что хочется сыграть "офицерскую честь". Режиссер удивлялся, так как не совсем понимал, что значит играть офицерскую честь. По ходу съемок он понял. Приемыхов как бы предвидел, что будет в будущем с этой честью.
7)Нина Усатова, сыгравшая немую Лиду, изучала настоящий язык глухонемых в интернате.
8) Режиссёра очень просили снять продолжение «Холодного лета пятьдесят третьего…», но он считал, что тема себя исчерпала. Лишь однажды они с Валерием Приёмыховым решили попробовать вернуться к образу Басаргина — вписать его в экранизацию рассказа Варлаама Шаламова о восстании заключённых в Магадане. Но оказалось, что права на экранизацию уже куплены.
9)В финальной сцене звучит инструментальная обработка песни «Эпитафия» британской группы King Crimson.
10)Во время съёмок в Карелии приходилось работать без выходных — северное лето довольно короткое.
11)Строить специальные декорации не пришлось, в деревне было заселено всего два дома, остальные стояли заброшенными.
12)Деревня, в которой проходили съемки, больше не существует. Немногочисленные дома сгорели во время пожара.
13)Зрители увидели фильм спустя год после смерти Папанова.
14)После показа фильма к актерам часто подходили люди и интересовались, где они сидели и за что.